Какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету?

Кадастровый учет объектов недвижимости

Государственный кадастровый учет – это внесение сведений в специальный кадастр недвижимости обо всем недвижимом имуществе, его существовании, либо прекращении его существования.

Кто осуществляет кадастровый учет и зачем он нужен?

Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).

В каких случаях необходимо осуществлять кадастровый учет?

Кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость необходимо осуществлять в случаях:

Создание объекта недвижимости (например, строительство дома);

Прекращение существования объекта недвижимости (например, снос дома);

Реконструкция недвижимости;

Изменение основных сведений об объекте недвижимости.

Какие документы нужны для постановки на государственный кадастровый учет?

К заявлению о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости необходимо приложить следующие документы:

  • паспорт;
  • документ, являющийся основанием для кадастрового учета (договор купли-продажи, межевой или технический план, судебные акты или иные документы, установленные законом ? ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июня 2015 года ).

В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Точный список следует уточнять в отделении МФЦ.

Что такое технический и межевой планы?

  • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
  • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

Какой порядок подачи документов на кадастровый учет?

Документы можно подать лично и дистанционно.

Лично с заявлением и пакетом документов можно обратиться в Росреестрили МФЦ (не зависимо от места жительства или места нахождения недвижимости).

Дистанционно можно отправить пакет документов почтой или в электронной форме (на сайте Госуслуг или официальном сайте Росреестра в личном кабинете с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи).

Какая стоимость постановки объекта недвижимости на кадастровый учет?

Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.

Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.

Какой срок внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости?

Срок осуществления государственного кадастрового учета – до 10 дней с момента подачи заявления на государственный учет и государственную регистрацию прав.

До 12 дней – если заявление было подано через МФЦ.

Какие результаты проведения кадастрового учета?

В результате проведения кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Документом, подтверждающим проведение кадастрового учета, является выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Какими нормативными актами регулируется государственный кадастровый учет?

Прежде всего государственный кадастровый учет регулируется Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года.

Какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету?

Правовую основу регулирования государственного учета недвижимого имущества составляют Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон о государственной регистрации недвижимости, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия по внесению в государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование или прекращение объекта учета.

Сведения об учтенных объектах недвижимости составляют Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Без внесения сведений в государственный реестр невозможно оформить документы на недвижимость, в том числе на квартиру, жилой дом, гараж.

Процедура оформления таких объектов зависит от учета земельного участка, на котором они расположены.

Объекты государственного кадастрового учета

В соответствии с законом «О государственной регистрации недвижимости» объектами учета являются:

  1. Земельные участки.
  2. Здания.
  3. Помещения.
  4. Сооружения.
  5. Объекты незавершенного строительства.
  6. Машино-места.
  7. Единые недвижимые комплексы.
  8. Предприятие как имущественный комплекс.

Сделки купли-продажи, мены, дарения, передачи в аренду возможны только с объектами, поставленными на государственный кадастровый учет.
Для совершения вышеуказанных операций необходима выписка об объекте недвижимости, которая выглядит следующим образом.

Основания для кадастрового учета

Кадастровый учет осуществляется в связи с:

  1. Образованием или созданием объекта недвижимости.
  2. Прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости).
  3. Изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
  4. Внесением ранее учтенных объектов.

Образование объекта недвижимости
Под образованием объекта недвижимости понимается его создание и учет в Едином государственном реестре недвижимости.

Например, объект находился в совместной собственности, по соглашению сторон (либо после определения соответствующих долей) был произведен его раздел.
Возможно также объединение, когда создается один новый объект.

Прекращение существования объекта недвижимости
При образовании вновь созданного объекта права нужно зарегистрировать, так как государственная регистрация в Едином реестре недвижимости является единственным доказательством его существования.
Если регистрация права или аренды объекта не осуществлена, по истечении пяти лет со дня постановки он будет снят (исключен) органом кадастрового учета.
В случае разрушения, то есть прекращения существования здания, сооружения, в силу закона собственник имеет право самостоятельно обратиться за исключением объекта из реестра недвижимости.

Изменение уникальных характеристик объекта
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный — кадастровый номер.
Другие характеристики могут изменяться.

Характеристики объектов, вносимые в реестр недвижимости
В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения:
— вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, машино-место, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс);
— кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
— площадь;
— адрес объекта;
— описание местоположения границ объекта недвижимости;
— описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
— степень готовности объекта незавершенного строительства;
— количество этажей, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания);
— номер этажа здания (для квартир);
— иные дополнительные характеристики.

Ранее учтенные объекты
Ранее учтенными объектами признаются сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли и не прекращены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Внесение сведений в Реестр, то есть постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, снятие с учета объекта недвижимости, исправления технических ошибок в сведениях завершается подготовкой выписки об объекте из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Как обосновывают перечень недвижимости, налог по которому считается по кадастровой стоимости

В последние годы получили популярность споры, которые затрагивают не только снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, но и вопросы исключения объектов недвижимости из перечня объектов, для которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Тенденция эта весьма закономерна, поскольку региональные органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение таких перечней, формируют их без учета требований налогового законодательства и регионального законодательства, а также без какого-либо осмотра объекта. Зачастую, такие меры влекут увеличение налоговой нагрузки для собственников объектов недвижимости.

Тем не менее, законодательство предусматривает четкие критерии для попадания объекта в такой перечень, вследствие чего, не каждый объект недвижимости подлежит безусловному включению в перечень.

Общие нормативные условия для занесения объекта недвижимости в перечень:

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Читайте также  Договор аренды недвижимости подлежит обязательной регистрации

Объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 375 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, включены, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подп. 1);

— нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены региональным законодательством.

Например, в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края, особенности установлены Законом Пермского края от 13.11.2017г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее — Закон № 141-ПК).

Так, согласно ст. 2 Закона № 141-ПК налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении таких видов недвижимого имущества как:

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (п. 1 ч. 1 ст. 2);
  • расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) (п. 2 ч. 1 ст. 2).

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 2 Закона № 141-ПК определяется Правительством Пермского края (ч. 2 ст. 2 Закона № 141-ПК, п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

— здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Для целей обозначенного пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (иди) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1. ст. 378.2 НК РФ).

1) здание (строение, сооружение) должно быть расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) должны составлять помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом общая площадь здания (строения, сооружения) должна превышать 1000 кв. м. в городских округах либо 300 кв.м. в муниципальных районах).

Читайте также  Помощь юриста по недвижимости

Следовательно, для включения объектов Перечень следует установить соответствие объекта вышеизложенным критериям. Часто ли эти критерии соблюдаются? Не всегда. И число спорных ситуаций обещает расти.

Например, в том же Пермском крае с 1 января 2020 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.

Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.

Такое положение собственников недвижимости позволяет заключить, что текущее правовое регулирование вопросов налогообложения объектов недвижимости и степень «качества» его исполнения, не формируют финансовых, фискальных стимулов развития экономики, а способствуют постоянному росту судебной нагрузки вследствие необоснованного включения объектов в перечень и неэффективности досудебного урегулирования споров.

Единственным способом защиты в таких случаях является предъявление административного искового заявления о признании недействительным нормативного правового акта, утвердившего перечень в части пункта, в котором указан принадлежащий собственнику объект. В связи с этим, рекомендуем пользоваться данным направлением защиты своих прав и, возможно, это станет причиной для законодательных перемен.

Как собственнику удалось исключить недвижимость из кадастрового перечня

Бывает, что региональные власти включают в кадастровый перечень объекты, которые не должны туда попадать. Причины обсуждать не будем. Но разберемся, что нужно знать об условиях попадания здания в этот перечень и о том, можно ли это оспорить.

НК нужно соблюдать

Начнем с того, что региональным властям не разрешено включать в перечень кадастровой недвижимости объекты, которые не соответствуют установленным НК РФ условиям отнесения к административно-деловому или торговому центру. Об этом предупредила ФНС в письме от 1 сентября 2020 г. № БС-3-21/6148@.

Фактически условиями для включения недвижимости в перечень, являются условия, которые определены пунктами 3 – 5 статьи 378.2 НК РФ. Там, в частности, идет речь о назначении и использовании здания в коммерческой деятельности и о доле площади, используемой в этой деятельности, необходимой для признания здания административно-деловым и торговым центром.

Налоговая база

Если здание, строение или сооружение является административно-деловым или торговым центром и включено в «кадастровый» перечень, все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, облагаются налогом по кадастровой стоимости. Налоговой базой для собственника такого помещения будет доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.

Если же здание не поименовано в перечне, но в нем содержится информация о помещениях, находящихся в этом здании, то налог на имущество по кадастровой стоимости нужно платить в отношении этих помещений.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Административные центры

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п. 3 ст. 378.2 НК РФ):

  • оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • оно предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Объект, в свою очередь, признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если не менее 20% его общей площади в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Это, как вы знаете, централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, парковки.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Торговые центры

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п. 4 ст. 378.2 НК РФ):

  • оно расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • оно предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Объект признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% его общей площади в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документах технического учета (инвентаризации), предусматривает такое размещение.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади в указанных целях.

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно как административно-деловой, так и торговый центр, если не менее 20% общей площади такого здания предусматривает размещение офисов и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и сопутствующей офисной инфраструктуры (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Как собственник оспорил принадлежность здания к торгово-административному центру

Здание располагалось на земельном участке с видом разрешенного использования «для производственных нужд».

Такой вид не предусматривает размещения офисных зданий и торговых объектов.

Как видите, уже это не отвечает требованиям НК РФ. Тем не менее, департамент имущественных отношений края включил это здание в кадастровый перечень.

При этом в здании располагались:

  • принадлежащий компании магазин «Автоцентр» – 4,4 процента площади;
  • склад при магазине «Автоцентр» – 2,1 процента;
  • спортивный зал для сотрудников «Автоцентра» – 9,2 процента;
  • кабинеты сотрудников «Автоцентра» – 20 процентов;
  • кабинеты сотрудников отдела МВД РФ – 26,2 процента;
  • рабочие места сотрудников ассоциации ветеранов боевых действий, а также министерства природных ресурсов края – 3,6 процента;
  • вспомогательные помещения – 34,5 процента.

Судьи произвели простейшие подсчеты и решили, что перечисленные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам.

Площадь магазина «Автоцентр» составляет менее 20 процентов от общей площади здания.

По экспликации к поэтажному плану здания в нем находятся помещения со следующими назначениями: «кабинет», «коридор», «вестибюль», «душевая», «подсобное помещение», «кладовая», «бытовка», «касса», «инструментальная», «мастерская», «электрощитовая», «торговый зал». Это не офисы.

Кроме того, кабинеты сотрудников отдела МВД и «Автоцентра» также не подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, для отнесения к офисам.

Таким образом, принадлежность помещений к офисам установить не удалось. При таких обстоятельствах оснований для включения здания в кадастровый перечень не было.

Как результат – пункты перечня, соответствующие спорным объектам, были признаны недействительными.

Этот случай рассмотрен Апелляционным определением ВС РФ от 5 сентября 2018 г. № 18-АПГ18-29.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Как поставить дом или земельный участок на кадастровый учет

При каких изменениях недвижимости нужен кадастровый переучет, какие конкретно документы требуются под кадастровый учет, как регистрировать машино-места, как можно зарегистрировать арендуемую часть недвижимости

Вопросы по постановке на кадастровый учет:

  1. Учет недвижимости в госкадастре.
  2. Какие документы нужны для постановки на кадастровый учет.
  3. О регистрации машино-мест.
  4. Об учете арендованной части здания или участка земли.
  5. Сроки и стоимость кадастрового учета.
  6. Подтверждение кадастрового учета — ЕГРН-выписка.
Читайте также  Как найти владельца недвижимости?

Право на недвижимость требуется обязательно регистрировать (п.1 ст.131 Гражданского кодекса). Только после госрегистрации недвижимого имущества у собственника появляется право распоряжаться им, проводить сделки и иные юридические действия.

Подтверждением регистрационного учета в госкадастре конкретного недвижимого объекта служит соответствующая запись (проверить можно тут – rosreestr.gov.ru/wps/portal/cc_information_online (скопировать/вставить в верхнюю строку браузера)). Заметим, что в некоторых ситуациях только лишь наличия кадастровой записи недостаточно – недвижимость должна соответствовать описанию в задокументированном праве собственности.

Расскажем, когда необходимо ставить недвижимость на кадастровый учет и как именно это сделать.

Учет недвижимости в госкадастре

Потребность внесения в ЕГРН (гл.2 закона «О госрегистрации недвижимости» за №218-ФЗ) новых (обновленных) кадастровых сведений требуется как при изменении характеристик недвижимого объекта, так и при его регистрационном оформлении.

В первом варианте причинами постановки на кадастровый госучет будут:

  • существенные изменения характеристик (к примеру, увеличение площади) объекта недвижимости, возведенного на состоящей в собственности земельной территории;
  • выполнен снос объекта на находящемся в собственности участке, причем права на снесенную недвижимость прежде в ЕГРН не регистрировались.

Во втором варианте, более распространенном, постановка недвижимости на госучет в кадастре выполняется при регистрации прав на данный объект, а именно:

  • по факту создания (к примеру, после постройки коттеджа), при отсутствии объекта в ЕГРН ранее или при его образовании (к примеру, после раздела земельного участка);
  • по факту сноса недвижимой собственности, учтенной в ЕГРН.

Если собственник недвижимости сменился, а характеристики ее остаются прежними, то достаточно выполнить лишь госрегистрацию прав на этот объект (п.4 ст.14 закона «О госрегистрации недвижимости» за №218-ФЗ).

Следует подчеркнуть, что земельные участки необходимо регистрировать в кадастре обязательно, причем всегда с определением границ, чтобы соседи не пытались «отщипнуть» себе чужой земли. Необходимо узаконивать любые изменения с участком, как-то увеличение или уменьшение – это способствует пониманию реальных параметров земельной территории собственника.

После постановки на госучет дома будут полностью исключены возможные претензии налоговиков. Также это позволит законно закрепить параметры объекта.

Наконец, кадастровый учет требуется участкам и домам, собственники которых намереваются продать их – покупателям интересны лишь объекты с полноценным законным оформлением.

Документы для постановки на кадастровый госучет

Комплект документов здесь зависит от регистрируемого объекта – участка земли, машино-места, объекта ИЖС или иной недвижимости.

Чтобы поставить на госучет в кадастре дом (не регистрированный прежде, свежеприобретенный, или перепланированный, либо реконструированный), необходимо выполненное кадастровым инженером заключение, а также техплан или техзаключение с межевым планом по участку, если прежде его межевание не производилось.

Все названные документы готовятся кадастровыми инженерами по расценкам, зависящим от площади и местоположения недвижимого объекта. К примеру, документация на небольшой дом или участок в шесть соток стоить будет от 8 тыс. рублей.

Располагая актуальной документацией, составленной инженером кадастровой службы, необходимо подготовить заявление на необходимую госуслугу (кадастровый госучет и/или госрегистрация прав) в соответствии с формой, имеющейся на ресурсе росреестра:

ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЙ

  • Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество
  • Форма заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, о внесении сведений в ЕГРН заинтересованным лицом, о внесении в ЕГРН записей о наличии возражения возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
  • Форма заявления о внесении в ЕГРН сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ

ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА И ТЕХНИЧЕСКОГО ПЛАНА

  • Форма декларации об объекте недвижимости
  • Форма технического плана

К заявлению на кадастровый учет также прилагаются:

  • документальное подтверждение полномочий заявителя (при обращении представителя собственника – доверенность);
  • документальные основания предоставления данной госуслуги (учета и/или регистрации прав);
  • иные документальные материалы, установленные законом за №218-ФЗ.

Достаточно одного комплекта-подлинник, возвращаемого заявителю после сканирования (указывается соответствующая отметка). При подготовке документов нужно также обратить внимание на их состояние, которое должно соответствовать условиям 21-й статьи закона за №218-ФЗ.

Для удобства сбора документов на сайте росреестра имеется форма определения необходимого комплекта – ls.rosreestr.ru/usecases.html (скопировать/вставить в браузер).

После сбора документов к заявлению необходимо направить комплект Россрестру через его сайт, через центры госуслуг, а также почтой или курьером.

О регистрации машино-мест

По их размеру в РФ действует сейчас лишь условие минимальной площади, а лимитов по максимальной площади нет. При отсутствии регистрации права собственности на нежилое здание целиком, прежде (до 2017 г.) поставленное на кадастровый госучет, то обратиться за учетом всех помещений в нем вправе:

  • застройщик;
  • лицо, уполномоченное собственниками машино-мест и помещений, а также участники долевой застройки, у которых возникают права на машино-места и помещения в данном здании.

Помимо заявления потребуется техплан здания, содержащий необходимую информацию.

Об учете арендованной части здания или участка земли

Сопровождать техпланом заявление на госучет по арендованным помещениям здания не нужно, если:

  • в ЕГРН имеются данные по всем помещениям данного недвижимого объекта;
  • арендуемые площадь представляют собой помещения (одно или несколько) с общими строительными конструкциями (смежные комнаты), находящиеся в пределах одного, либо нескольких этажей.

В прочих вариантах выполнить регистрацию аренды на часть здания, либо часть участка земли можно лишь по предоставлении, соответственно, техплана или межевого плана к этим частям. Иначе постановку на госучет Росреестр не выполнит – зарегистрирует аренду в формате обременения по объекту недвижимости. Также законом за №120-ФЗ от 30.04.2021 закреплено, что в случае аренды части здания или земельного участка снятия всего объекта недвижимости с госучета не происходит.

Сроки и стоимость кадастрового учета

В зависимости от объекта учета и вида регистрационной госуслуги, длительность оформительских операций составит порядка 5-12 дней (рабочих). Отметим, что условия отказа в учете (не прием, возврат документов) описаны в 26 статье закона за №218-ФЗ.

При постановке на кадастровый госучет плата с заявителя не взымается. А за госрегистрацию прав размер госпошлины составляет 2 тыс. руб. (физлицо) и 22 тыс. руб. (юрлицо) по Налоговому кодексу, статье 333.17.

Если пошлина оплачивалась, однако заявитель позабыл приложить подтверждающую оплату платежку к заявлению, период рассмотрение документов по госучету отсчитывается с момента, когда служащим Росреестра в информационной системе поступят данные платежа.

Подтверждение кадастрового учета

Выдача кадастровых паспортов на недвижимые объекты прекращена в 2017-м. С тех пор доказательством состояния на учете по кадастру служит ЕГРН-выписка с электронной подписью (квалифицированной), предоставляемая собственнику после постановки на госучет.

Подтверждающая госучет ЕГНР-выписка направляется собственнику на эл. почту. Ее также можно приобрести в бумажном формате – по почте, либо через центр «Мои документы». Заявителю следует указать интересующий метод получения выписки при сдаче документального комплекта для кадастрового госучета.

Наша ассоциация уверенно рекомендует риэлторов, действительно способных помочь в вопросах с недвижимостью в Башкортостане. Обратитесь к ним!

Вопрос-ответ (0)

Задать вопрос

Ваш вопрос принят. Мы постараемся ответить на него в ближайшее время.

Ошибка при отправке вопроса. Попробуйте отправить еще раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: