Регистрация объекта недвижимости после реконструкции? - TVOI-NOVOSTROI.RU

Регистрация объекта недвижимости после реконструкции?

Письмо Росреестра от 31.12.2020 N 13-00543/20 «О возможности изменения в сведениях Единого государственного реестра недвижимости наименования здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 31 декабря 2020 г. N 13-00543/20

ИЗМЕНЕНИЯ В СВЕДЕНИЯХ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА

НЕДВИЖИМОСТИ НАИМЕНОВАНИЯ ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ,

ЕДИНОГО НЕДВИЖИМОГО КОМПЛЕКСА, ПРЕДПРИЯТИЯ

КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

Вопрос: Об изменении в сведениях Единого государственного реестра недвижимости наименования здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса.

Ответ: «Наименование» — это слово или словосочетание, используемое для идентификации какого-либо существа, предмета или класса (пункт 3.1.10. ГОСТ N 7.0-99. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», введен в действие Постановлением Госстандарта России от 7 октября 1999 г. N 334-ст). По мнению Управления, наименованием объекта недвижимости может являться только его уникальное имя собственное (как например, храм Христа Спасителя, Театр оперы и балета).

На основании части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) в ЕГРН вносятся, в том числе сведения о такой дополнительной характеристике объекта недвижимости, как наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.

Однако, законодательством Российской Федерации не урегулирован на комплексной основе вопрос присвоения или изменения наименований объектов капитального строительства (вне зависимости от формы собственности на такой объект), в том числе отсутствуют основания для установления такой характеристики объекта капитального строительства или помещения непосредственно собственником объекта недвижимости. В этой связи Законом N 218-ФЗ не урегулирован порядок внесения сведений о наименовании объекта капитального строительства в запись о таком объекте недвижимости в ЕГРН, в том числе в связи с изменением таких сведений.

Сведения о здании, за исключением сведений о его местоположении и площади, в том числе и о наименовании здания указываются в техническом плане на основании документов, предусмотренных частями 8, 11, 11.1 статьи 24, частями 1, 4, 5, статьи 71 Закона N 218-ФЗ, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953.

При этом на практике в качестве наименования объекта недвижимости в ЕГРН указывается не уникальное имя собственное такого объекта капитального строительства, а набор сведений, позволяющих определить характер правового регулирования, применяемого к такому виду объектов капитального строительства и фактически вид его разрешенного использования, что приводит в подмене указанных понятий.

Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Исходя из вида разрешенного использования объекта капитального строительства определяются допустимые виды разрешенного использования помещений.

Дополнительно Управление сообщает, что проектом федерального закона N 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 июля 2020 года) планируется статью 70 Закона N 218-ФЗ дополнить частью 17 следующего содержания:

«При представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника здания, сооружения или помещения, либо его законным представителем заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о наименовании данных здания, сооружения или помещения либо об изменении такого наименования (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения) такие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления. При этом такие сведения в данном заявлении должны быть указаны в отношении:

1) здания или сооружения, в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;

2) здания или сооружения, в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если такое здание или такое сооружение является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации и включено в указанный реестр;

3) автомобильной дороги, в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в Едином государственном реестре автомобильных дорог, если такое сооружение является составной частью автомобильной дороги.».

Поправками Правительства Российской Федерации законопроект дополнен положениями о том, что сведения о наименовании здания, сооружения или помещения могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника такого объекта при наличии в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования такого объекта либо одновременно с внесением сведений о виде разрешенного использования такого объекта.

Необходимо также отметить, что действующим законодательством не предусмотрено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок присвоения или изменения наименования здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса.

Учет изменений недвижимости в 2021 году

Учет изменений объектов недвижимости – это любые изменения данных об объекте недвижимости при проведения кадастрового учета и обновления данных ЕГРН. Изменения в ЕГРН нужно внести после перепланировки, переустройства или реконструкции, по итогам объединения, раздела или выдела помещений. Основанием для обновления сведений ЕГРН является технический план. В этом документе содержатся реальные характеристики и координаты недвижимости.

Читайте в статье, на какие изменения недвижимости нужно пройти кадастровый учет, что необходимо представить в Росреестр, где получить и оформить документы.

  1. Что такое кадастровый учет и зачем нужен учет изменений
  2. Учет изменений квартиры в 2021 году
  3. Алгоритм действий
  4. Документы
  5. Список полезных документов
  6. Согласования
  7. Учет изменений зданий
  8. Алгоритм действий
  9. Документы
  10. Согласования
  11. Учет изменений помещений
  12. Алгоритм действий
  13. Документы
  14. Согласования
  15. Наши услуги
  16. Выводы
  17. Список использованной литературы

Что такое кадастровый учет и зачем нужен учет изменений

Правовое регулирование процедуры кадастрового учета осуществляется нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основания для проведения кадастрового учета указаны в ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ и включают в себя:

  • создание или образование нового объекта недвижимого имущества;
  • прекращение существования объекта, в том числе в связи с разделением его на несколько новых самостоятельных единиц учета;
  • образование или прекращение существования части объекта, на которую зарегистрированы обременения прав;
  • постановка на учет помещений или машино-мест в здании, права на которые уже внесены в ЕГРН;
  • изменения основных характеристик объекта недвижимости.

Учет изменений характеристик объектов недвижимости обусловлен соблюдением основных принципов ведения ЕГРН – достоверности, полноты и актуальности сведений реестра. Несвоевременный учет изменений или отсутствие учета будут нарушать указанные принципы, в результате чего в ЕГРН будет содержаться недостоверная информация о недвижимости.

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Совет эксперта. Основные сведения реестра доступны любому заинтересованному лицу в вид выписки из ЕГРН. По запросу органы Росреестра должны представить выписку из ЕГРН, актуальную на момент составления документа. Следовательно, любые изменения объекта должны быть учтены на момент формирования выписки.

Учет изменений квартиры в 2021 году

Квартира является самостоятельным объектом недвижимости и подлежит кадастровому учету на общих основаниях. Основные характеристики квартиры, которые подлежат учету в ЕГРН, указываются в техническом плане. Этот документ изготавливает кадастровый инженер по заказу владельца жилого помещения.

В состав характеристик, изменение которых потребует обращения в органы кадастрового учета, входят:

  • вид объекта недвижимости;
  • кадастровый номер;
  • номер и тип этажа, на котором расположена квартира;
  • адрес и местоположение квартиры;
  • назначение указанного объекта недвижимости;
  • площадь квартиры.

Помимо этого, в графическую часть технического плана квартиры включается план этажа или его части с указанием местоположения жилого помещения.

Любые изменения указанных характеристик должны быть отражены в сведениях ЕГРН. Для этого потребуется изготовление обновленного технического плана и представление его на кадастровый учет.

Совет специалиста. Учет изменений объекта недвижимости также проводится на основании кадастровых работ, выполненных инженером. Закон не запрещает обращаться для оформления технической документации к любому кадастровому инженеру, так как для подготовки плана будут использоваться общедоступные сведения ЕГРН и результаты фактических измерений.

№ п/п Основные понятия, которые нужно знать при оформлении технического плана и учете изменений недвижимости Описание
1 Технический план Оформляется на здания, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства, гаражи и машино-места. Изготавливается по итогам кадастровых работ на объекте. В отличие от технического паспорта БТИ, техплан содержит координаты объекта и является основанием для кадастрового учета объекта в Росреестре.
2 Кадастровый инженер Специалист, имеющий право выполнять кадастровые работы. Полномочия инженеров подтверждаются квалификационными аттестатами. Перечень всех кадастровых инженеров есть на сайте Росреестра.
3 Кадастровый учет Процедура, в ходе которой сведения на недвижимость переносятся из технического или межевого плана в ЕГРН. Кадастровый учет ведет Росреестр. Основные кадастровые сведения ЕГРН может запросить любое заинтересованное лицо.
4 Координирование объекта Определение границ объекта с привязкой к геодезической сети координат, описание его местоположения на участке. Координирование делает кадастровый инженер при оформлении технического плана.
5 ЕГРН Единый государственный реестр недвижимости. Содержит сведения обо всех объектах, о зарегистрированных правах и обременениях. Ведется на основании сведений из технических и межевых планов.
Читайте также  Юридическая помощь при покупке недвижимости

Алгоритм действий

Изменения характеристик объекта недвижимости могут возникать в результате следующих событий и действий:

  • раздел объекта на несколько новых самостоятельных единиц или выдел из общего объекта одного или нескольких помещений;
  • проведение работ по реконструкции или капитальному ремонту здания, в результате которых изменились характеристики квартиры;
  • изменение характеристик здания, которое влечет соответствующее изменение учетных показателей жилого помещений (например, изменение этажности многоквартирного дома);
  • проведение работ по перепланировке или переустройству жилых помещений.

Для смены назначения помещений почти всегда проводится перепланировка. Такие работы выполняются по проекту.

С учетом оснований для внесения изменений, алгоритм действий правообладателя для проведения учета изменений будет состоять из следующих этапов:

  • согласование проекта работ, в результате которых будет изменяться параметры объекта;
  • выполнение работ в строгом соответствии с выданным разрешением и утвержденным проектом;
  • оформление акта приема работ;
  • изготовление технической документации с отражением осуществленных изменений;
  • обращение в органы Росреестра для проведения кадастрового учета изменений.

По итогам кадастрового учета правообладатель получит на руки актуальную выписку из ЕГРН, в которой будут отражены все внесенные изменения.

Комментарий специалиста. Самостоятельным основанием для кадастрового учета изменений объекта недвижимости может выступать судебное решение. Например, таким случаем будет являться узаконивание перепланировки или переустройства после фактического проведения работ в квартире.

Документы

Для обращения в органы Росреестра для кадастрового учета изменений объектов недвижимости потребуются:

  • правоустанавливающие документы (свидетельство о праве, выписка из ЕГРН и т.д.);
  • документы, подтверждающие наличие оснований для проведения кадастрового учета, в том числе обновленный технический план квартиры (полный перечень таких оснований указан в ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ);
  • проектная документация, если она требовалась для проведения работ в квартире;
  • разрешительная документация для проведения работ на основании представленного проекта;
  • акт приемочной комиссии по итогам выполненных работ;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины за проведение кадастрового учета.

Комментарий специалиста. Обратите внимание, что с января 2017 года на квартиры не выдаются кадастровые паспорта. Сведения данного документа включены в состав выписки из ЕГРН на основании норм Федерального закона № 218-ФЗ.

Список полезных документов

Документы для скачивания:

№ п/п Ссылки Описание
1 Скачать Образец технического плана на часть помещения
2 Скачать Образец технического плана на объект незавершенного строительства
3 Скачать Образец технического плана здания
4 Скачать Образец заявления о кадастровом учете
5 Скачать Образец выписки ЕГРН
6 Скачать Образец заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию
7 Скачать Инструкция для заявителя при подаче документов на кадастровый учет и регистрацию
8 Скачать Образец поэтажного плана

Согласования

В большинстве случаев изменение характеристик квартир происходит в результате проведения перепланировки или переустройства. Данные виды работ требуют оформления проекта и его согласование в уполномоченных государственных органах.

Отсутствие разрешения влечет незаконность перепланировки или переустройства, в результате чего нарушитель может привлекаться к административной ответственности по ст. 7.21 КоАП РФ и будет обязан восстановить исходное состояние объекта.

Порядок согласования проекта перепланировки и переустройства регламентирован главой 4 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. При обращении за согласованием правообладатели представляют следующие документы:

  • заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.2005 № 266;
  • правоустанавливающие документы;
  • проект перепланировки или переустройства, изготовленный организацией, имеющий допуск СРО.

По итогам выполнения всех работ, предусмотренных проектом, оформляется акт приемочной комиссии, который направляется в органы кадастрового учета.

Совет эксперта. Закон не запрещает проводить одновременно перепланировку и переустройство в рамках единого комплекса работ. В этом случае проектная документация будет содержать описание изменений одновременно по обоим направлениям.

Учет изменений зданий

Изменения в характеристиках зданий также возникают по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 218-ФЗ. Типичными случаями, когда происходят указанные изменения, являются работы по капитальному ремонту и реконструкции объекта. В этом случае порядок согласования и выполнения работ должен соответствовать нормам Градостроительного кодекса РФ (скачать).

О подготовке технического плана при проведении капитального ремонта, реконструкции, перепланировки (переустройства).

Уважаемые кадастровые инженеры, для формирования технического плана на объект недвижимости при проведении капитального ремонта, реконструкции, перепланировки (переустройства), рекомендуем использовать данную информацию.
Дополнительно сообщаем, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области, при принятии решений по поступающим заявлениям так же будет руководствоваться данной информацией.
Нормами действующего законодательства установлено, что при выполнении капитального ремонта, реконструкции и перепланировки (переустройства) необходима подготовка проектной документации. Исключение составляют объекты индивидуального жилищного строительства, для которых согласно ст. 48 ГрК РФ не требуется подготовка проектной документации.
При осуществлении кадастрового учета изменений объекта капитального строительства в результате проведения работ, связанных с капитальным ремонтом, реконструкцией, перепланировкой (переустройством) ОКСа, о характере выполненных работ возможно судить из сведений, содержащихся в проектной документации. Исходя из вида работ, повлекших изменение характеристик объекта недвижимости, выявится необходимость (или отсутствие такой необходимости) предоставления документов, удостоверяющих соответствие реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.

1. Перепланировка (переустройство)
Основные законодательные нормы, касающиеся перепланировки помещения, установлены в Жилищном кодексе РФ (глава 4 ЖК РФ) и регулируют порядок перепланировки жилых помещений, согласно которым определена необходимость согласования работ по перепланировке и переустройству. Однако, в пп. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, пункта 1.7. «Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) (далее переоборудование) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений» сказано, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Таким образом, в состав технического плана жилых или нежилых помещений в жилых домах, подготовленного в целях кадастрового учета изменений характеристик объекта в связи с выполненной перепланировкой (переустройством), наряду с копиями документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости отражаются в техническом плане, должны быть включены иные документы, подтверждающие завершение согласованной в соответствии с действующим законодательством перепланировки (переустройства): акт приемочной комиссии, решение суда.
В отношении нежилых помещений, расположенных в нежилых зданиях, сообщаем следующее.
Как отмечалось ранее в настоящее время понятия «перепланировка» и «переустройство» и связанные с ними процедуры (работы) отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям в нежилых зданиях, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. При этом, понятия «реконструкция» и «капитальный ремонт» имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и «переустройство», и включают в себя специальные процедуры (работы), что установлено в ст. 1 ГрК РФ.
Таким образом, государственный кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их «перепланировкой» осуществляется в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части.
Дополнительно в отношении государственного кадастрового учета нежилых помещений, осуществляемого в связи с разделом нежилого помещения по существующим строительным конструкциям, при котором не изменяется план этажа, план здания (сооружения), в котором такое помещение расположено (например, не осуществляется снос существующих, возведение новых строительных конструкций), а образуемые в результате такого раздела помещения соответствуют требованиям части 7 статьи 27 Закона о кадастре, отмечаем, что сведения о таких помещениях могут быть включены в технический план на основании декларации об объекте недвижимости, подготовленной в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010г № 628 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 31 декабря 2013г № 805). При этом в данном случае, при подготовке технического плана нежилого помещения при наличии отклонения суммарной площади образованных в результате раздела нежилых помещений от площади исходного нежилого помещения, в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование возникновения такого отклонения и необходимые расчеты.

Читайте также  Оформление ипотеки через агентство недвижимости

2. Реконструкция
В п. 14 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При выполнении реконструкции в соответствии с ГрК РФ необходимо получение разрешения на ввод, кроме случаев, предусмотренных ч.17 ст. 51 ГрК РФ, когда не требуется выдача разрешения на строительство, а именно:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Сделать вывод о том, необходимо ли получение разрешения на строительство и, следовательно, разрешения на ввод, возможно из сведений, содержащихся в проектной документации, включенной в состав документов Приложения технического плана. Если проектная документация содержит информацию, предусмотренную п. 4 и пп. 4.1, 4.2 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, или объект относится к объектам недвижимости, перечисленным в данной статье, то в состав технического плана наряду с копиями документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости отражаются в техническом плане, достаточно включить проектную документацию.

3. Капитальный ремонт
В п.17 ст.51 ГрК РФ также закреплено, что при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно п.14.2 ст.1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Таким образом, при выполнении капитального ремонта помимо документов, на основании которых подготавливается технический план, необходимым и достаточным документом будет являться проектная документация капитального ремонта.

Исключение: Объекты индивидуального жилищного строительства.
При реконструкции, капитальном ремонте, а также перепланировке или переустройстве здания, являющегося объектом индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящим жилым домом с количеством этажей не более чем три, предназначенным для проживания одной семьи), не требуется предоставление документов, подтверждающих соответствие выполненных работ нормам действующего законодательства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации (ч.2, ч.3 ст. 48 ГрК РФ). В данном случае ответственность за надежность и безопасность проведенных работ несет сам застройщик.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за определение того, затрагивают соответствующие изменения объекта недвижимости его несущие конструкции или нет, возложена на проектировщика, подготавливающего проект, и застройщика, такой проект утверждающего. Ответственность за результат кадастровых работ и достоверность информации, содержащейся в техническом плане, несет кадастровый инженер, подготовивший технический план объекта капитального строительства.

Перерегистрация прав на недвижимое имущество после реконструкции

Необходима ли перерегистрация прав на недвижимое имущество в органах ФРС, если после реконструкции изменились наименование, общая площадь и назначение объекта недвижимости?

Что нужно сделать в случае изменений сведений о недвижимости.

В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подразд. I ЕГРП (Единый государственный реестр прав), уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) этих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Содержание подразд. I ЕГРП приведено в приложении 1 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219, – это сведения о наименовании, площади и назначении объекта недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета в срок не более пяти рабочих дней со дня завершения кадастрового учета представляет документы о нем в государственные органы, определенные Правительством РФ, то есть в ФРС.

Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов (далее – необходимые для кадастрового учета документы) (ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 221-ФЗ). Форма указанного заявления утверждена Приказом Минюста России от 20.02.2008 № 34 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества».

По общему правилу постановка на учет, учет изменений, учет части или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя – в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета заявления об учете адреса правообладателя (п. 1 ст. 17 Федерального закона № 221-ФЗ).

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, а с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор заключен на срок более чем пять лет), – лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (п. 3 ст. 20 Федерального закона № 221-ФЗ).

В статье 21 Федерального закона № 221-ФЗ описан порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, а в ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ – состав необходимых для кадастрового учета документов.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 221-ФЗ постановка на учет, учет изменений, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения.

При учете изменений объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 221-ФЗ срока, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о данном объекте недвижимости.

Таким образом, изменения в наименовании, площади и назначении объекта недвижимости вносятся в ЕГРП без повторной регистрации, на основании представленного органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ документа о проведенном государственном кадастровом учете данного объекта недвижимого имущества.

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

Жители многоквартирных домов для улучшения жилищных условий проводят перепланировку, переустройство, реконструкцию помещений, а иногда и возводят самовольные постройки на придомовой территории. Рассказываем о позиции Верховного Суда РФ в отношении легализации подобных изменений в МКД.

Законодательство РФ о перепланировке, переустройстве и реконструкции помещений в МКД

Перепланировка, согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, – это изменение конфигурации помещения, когда потребуется внести изменения в его техпаспорт. Она может включать перенос или полный демонтаж перегородок, перенос дверных проёмов, расширение жилплощади, устройство дополнительных санузлов и т.д..

Читайте также  Облагается ли налогом дарение недвижимости между родственниками?

При переустройстве, или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры всего МКД: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ). К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.

Согласование перепланировки, переустройства и реконструкции помещения в МКД

На проведение работ по изменению характеристик помещения или даже всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшать или увеличивать размер общего имущества можно только с согласия всех собственников (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это правило касается реконструкции, переустройства и перепланировки, использования части придомовой территории, когда происходит присоединение к помещению собственника части общего имущества дома (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Помимо согласия ОСС, для проведения перепланировки или переустройства помещения в многоквартирном доме собственнику необходимо получить разрешение органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Судебная практика допускает легализацию таких работ после их проведения. Суд должен установить, что изменения в помещении не нарушают прав других жителей МКД и не создают угрозы их жизни и здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). В ином случае собственник помещения обязан вернуть помещение в прежнее состояние согласно технической документации (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

Разберём несколько судебных дел, в которых рассматривались вопросы о приведении помещений после перепланировки, переустройства и реконструкции в соответствие с техпаспортом.

Кухня и санузел не могут располагаться над жилыми комнатами

Требование санитарных норм стало решающим в судебном процессе о перепланировке квартиры в одном из МКД Краснодара. Собственник обратилась в орган МСУ с заявлением для получения документов на уже проведённое переустройство помещения. Муниципалитет отказался выдать разрешение. Собственник обратился в суд.

Первая инстанция и апелляция признали право истца на сохранение квартиры в переустроенном виде, посчитав, что изменённое жилое помещение отвечает требованиям СП-54, не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. ВС РФ отметил, что суды не приняли во внимание существенные обстоятельства дела. Согласно п. 3.8 СП-2.1.2.2645-10, в жилых зданиях запрещено размещать над жилыми комнатами и кухнями ванные и туалеты. Отказ от выдачи разрешения на переустройство, выданный органом МСУ истцу, ссылался именно на это обстоятельство.

В ходе обследования и экспертизы жилого помещения установлено, что после переноса перегородок увеличилась площадь кухни и санузла. Поскольку квартира истца находится на четвёртом этаже, то существенным для дела являлось уточнение, над какими помещениями третьего этажа располагаются кухня и санузел после переустройства.

Суд первой инстанции и апелляционный суд не учли данное обстоятельство при вынесении решений. ВС РФнаправил дело на повторное рассмотрение.

ОСС должно согласиться на использование земли для самовольной постройки

Семья, проживающая в квартире на первом этаже по договору соцнайма, возвела две пристройки к квартире, увеличив её площадь в 2 раза. Реконструированное помещение не нарушало требований СП-2.1.2.2645-10, требований к пожарной безопасности и соответствовало техническим регламентам, действующим на территории РФ. Однако орган МСУ отказал в сохранении квартиры в переустроенном состоянии, и спор был перенесён в зал суда.

Первая инстанция, а за ней и апелляционный суд удовлетворили требования жителей квартиры. Судьи посчитали, что возведённые пристройки не нарушают права и интересы других граждан, не угрожают их жизни и здоровью, соответствуют санитарным и строительным нормам. Поэтому, согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, суды разрешили сохранить помещение в переустроенном виде.

Верховный Суд РФ, куда муниципалитет обратился с кассационной жалобой, не согласился с выводами первых двух судов. ВС РФ отметил, что пристройка возведена на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД. Она представляет собой помещение с отдельным входом из монолитного железобетонного фундамента в кирпичными наружными стенами и кровлей. Такая постройка изменила площадь квартиры, а также увеличила общее имущество МКД за счёт новых ограждающих конструкций.

ВС РФ указал, что для проведения подобной реконструкции, когда изменяется общее имущество дома, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Истцы не выносили вопрос на ОСС.

Также существенным для суда являлся факт использования без согласия ОСС земли, входящей в состав общего имущества МКД. Пристройка к квартире на земле без получения согласия на её использование может быть признана самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.

Эти обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали, поэтому ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.

Реконструкция под видом переустройства незаконна

Собственник решил в принадлежащей ему квартире устроить офис. Орган МСУ выдал разрешение на перевод жилого помещения в нежилое и проведение переустройства в соответствии с представленным проектом. Однако владелец квартиры произвёл реконструкцию: появился второй этаж, который существенно увеличил общую площадь бывшей квартиры.

Результат работ не соответствовал согласованному проекту, поэтому орган МСУ отказал в выдаче акта на ввод помещения в эксплуатацию. Собственник с таким решением не согласился и обратился в суд.

Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в ВС РФ, который согласился с выводами суда первой инстанции. Верховный Суд РФ подтвердил, что истец нарушил требования закона, не получив согласия всех собственников помещений в МКД и органа МСУ на реконструкцию. Выполненные в нежилом помещении работы изменили параметры площади бывшей квартиры и общего имущества МКД.

Судья уточнил, что, согласно п. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, отсутствие разрешения на самовольную постройку не может стать причиной для отказа в иске о признании права собственности на такую постройку. Необходимо установить, правомерно ли отказал орган МСУ в выдаче разрешительных документов.

Поскольку истец не обращался в муниципалитет за разрешением на реконструкцию помещения с изменениями элементов МКД, то ВС РФ отменил определение апелляционной инстанциии постановил снова рассмотреть апелляционную жалобу.

Орган ГЖИ может наказать УО за незаконную перепланировку в МКД

Управляющие организации должны иметь в виду, что факт незаконных перепланировок и переустройств с изменением общего имущества МКД может быть зафиксирован при плановых и внеплановых проверках органа ГЖН. В таком случае орган жилнадзора может обязать УО привести общее имущество МКД в состояние согласно техдокументации, если собственник отказывается это делать.

В таком случае УО может:

  • вынести вопрос о легализации переустройства на общее собрание собственников помещений в МКД;
  • привести общее имущество в соответствие с техпаспортом МКД и через суд потребовать с собственника возмещения затрат.

Также Жилищный кодекс РФ предусматривает наказание владельцу переустроенной квартиры, если он не выполнит решение суда о возвращении помещению начального вида. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, помещение может быть продано с торгов. Вырученные средства будут направлена на работы по возвращению квартиры к прежней планировке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: