Как поменять назначение земельного участка? - TVOI-NOVOSTROI.RU

Как поменять назначение земельного участка?

Можно ли изменить целевое назначение земельного участка? Как поменять вид использования земли? на сайте Недвио

  • Недвижимость
  • Строительство
  • Ремонт
  • Участок и Сад
  • О загородной жизни
  • Вопросы-Ответы
    • Интерактивная кадастровая карта
    • О проекте Недвио
    • Реклама на Nedvio.com

Наша страна занимает первое место в мире по размеру территории. Казалось бы, вот где простор для реализации любых проектов, ведь земли у нас с избытком. Однако не все так просто. Каждый земельный участок предназначен для использования в определенных целях, перечень которых закреплен в Земельном Кодексе.

Нередко у владельцев возникает необходимость изменить категорию участка для более эффективного его использования. Возможно ли сменить целевое предназначение земли? И каким образом подать заявку? Что делать в случае отказа? – обо всем этом вы узнаете из этой статьи.

Характеристики и категории использования земельных участков

Любой земельный участок является либо частной собственностью (физических или юридических лиц), либо собственностью государства, в лице органов власти федерального, регионального и муниципального уровня.

В свою очередь, земля, как объект права собственности, имеет ряд индивидуальных характеристик: установленные границы, размер, кадастровый номер, адрес, категорию использования. Все эти параметры зафиксированы в государственной службе регистрации и кадастрового учета – Росреестре.

Категория участка – это назначение использования земли, которое сформировалось в процессе многолетней эксплуатации и на основе территориального зонирования.

Согласно положениям Земельного Кодекса, в России существует 7 категорий земель:

  1. земли сельскохозяйственного назначения, в том числе участки для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  2. территории городов, поселков, деревень, и других поселений;
  3. территории, занятые промышленными производствами, сооружениями инфраструктуры, телерадиовещания, энергетики, обороны, науки и космоса, земли государственных учреждений;
  4. заповедники и заказники, природоохранные земли;
  5. территории, занятые лесными массивами;
  6. территории, занятые объектами водного фонда;
  7. земли, находящиеся в запасе.

В свою очередь, каждая категория земель имеет свою градацию. Например, земельные участки городов могут разделяться на зоны под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), зоны многоквартирной застройки, деловые, культурные и производственные территории.

Самая распространенная категория участков для частной застройки — ИЖС. На таких земельных участках запрещено возводить магазины, либо многоквартирные дома. К сожалению, во многих населенных пунктах сегодня это практикуется, а документы оформляются задним числом, либо не оформляются совсем. Это влечет штрафные санкции, а также снос самовольных построек.

Если владелец ЗУ хочет построить на земле, отведенной под ИЖС, дом выше 3-х этажей или какой-либо коммерческий объект, он сначала должен сменить целевое назначение участка.

Причины смены целевого назначения участков

В процессе экономической деятельности людей и предприятий постоянно меняется облик территорий. Строятся новые населенные пункты, открываются и закрываются промышленные производства, возводятся новые объекты, сооружения и коммуникации.

Все эти преобразования должны производиться в рамках законодательства. Целевое назначение использования земельного участка – главное требование, которое должен соблюдать каждый собственник.

Если категория земель не соответствует планам бизнеса или развития территории, можно изменить назначение участка. Это происходит в следующих случаях:

  1. Расширение территории населенного пункта (когда под застройку попадают земли сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащие совхозам и колхозам);
  2. Возведение загородных поселков коттеджного типа;
  3. Застройка пустующих территорий, принадлежащих Министерству обороны;
  4. Жилая застройка промышленных зон, заброшенных или используемых не по назначению;
  5. Создание новых садоводческих товариществ (СНТ), дачных кооперативов (ДНП);
  6. Создание фермерских хозяйств на территории населенного пункта;
  7. Создание новых предприятий;
  8. Строительство спортивных сооружений и баз на территории лесного фонда (потребуются согласования и допуски во многих инстанциях);
  9. Строительство дорог, мостов и коммуникаций, проходящих через земли лесного и водного фонда.

Разумеется, самая распространенная причина смены категории участка земли в России — когда физическому лицу необходимо построить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения. Оно и понятно: стоят такие участки в разы дешевле других категорий (в частности, предназначенных под ИЖС).

Однако здесь следует иметь ввиду, что далеко не каждый такой участок вообще удастся перевести, так как законом предусмотрено множество ограничений:

Основные этапы смены категории участка

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
  2. Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
  3. Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
  4. По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
  5. Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.

Как подать заявку и поменять вид использования земли?

Заявление подается на имя главы администрации, где расположен земельный участок. В нем следует убедительно изложить причину, по которой заявитель хочет изменить целевое использование участка, привести аргументы и доказательства повышения эффективности его использования.

В конце необходимо указать дату, поставить подпись и перечислить прилагаемые документы:

  • общегражданский паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

Если у заявителя нет каких-либо регистрационных документов, их можно заказать через многофункциональный центр (МФЦ, Мои документы). Пакет документов с заявлением можно направить по почте или принести лично в администрацию.

Как принимается решение комиссией по смене целевого пользования земли?

В течение 2-ух месяцев, с момента регистрации заявления, при администрации региона, муниципалитета, поселкового совета собирается комиссия. Уполномоченные сотрудники внимательно изучают все документы.

Особое внимание уделяется изменению целевого использования сельскохозяйственных земель. В этом случае требуется решение органов власти более высокого ранга, поскольку государство не допускает уменьшения посевных площадей, без всяких на то, веских оснований. Таким образом, реализуется принцип приоритета сельского хозяйства перед прочими видами деятельности.

Если все правоустанавливающие документы действительны, и у комиссии не возникло вопросов и сомнений по поводу намерений заявителя, выносится положительное решение.

В каких случаях могут выдать отказ? И что делать?

Отказать владельцу участка могут в следующих случаях:

  • обнаружены противоречия в правоустанавливающих документах по текущему целевому использованию земли;
  • документы оформлены с нарушениями;
  • земельный участок уникален, и менять его назначение запрещено;
  • имеются возражения у экологов;
  • смена категории запрещена федеральным, региональным или местным законодательным актом;
  • необходимы согласования органов власти более высокого ранга;
  • представленный пакет документов не полный.

На основании положительного решения составляется акт об изменении разрешенного использования земельного участка. Собственник передает копию акта в органы кадастрового учета для корректировки информационной базы и правоустанавливающих документов.

Оспаривание решения комиссии

К сожалению, оспорить заключение комиссии достаточно сложно.

Практика показывает, что добиться пересмотра решения возможно лишь в случаях, когда первоначальный отказ связан с оформлением документации. Тогда заявитель вновь собирает необходимый пакет документов, уточняет и корректирует содержащиеся в них сведения, и вновь обращается в администрацию.

Читайте также  Публичная форма собственности на земельный участок это

Заключение

При необходимости изменить категорию земельного участка — это сделать вполне реально. Особенно высока вероятность если речь идет о землях в частной собственности и не предназначенной для сельхозназначения.

Для этого достаточно собрать необходимые документы и подать заявку в исполнительные органы власти той территории, где расположена земля. Перечень документов следует уточнить в администрации, поскольку на местах требования к пакету могут отличаться.

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Как поменять назначение земельного участка?

Каким образом изменить вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в аренде, в случае, если внесены изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, изложено в нижеследующей статье.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) и пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) правовой режим использования земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений, в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются градостроительным регламентом территориальной зоны, который устанавливается правилами землепользования и застройки.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, сведения о виде разрешенного использования земельного участка вносятся в кадастр недвижимости путем указания:
— установленного вида разрешенного использования — на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
— вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН) в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка. В соответствии со статей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
— использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11);
— до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12);
— по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков (далее — Решение) (часть 13).
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее — Классификатор) утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. Исходя из вышеизложенного следует, что после 24.12.2014 органы местного самоуправления или органы государственной власти должны устанавливать или изменять вид разрешенного использования земельных участков только в соответствии с Классификатором. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрены как минимум два способа установления (изменения) вида разрешенного использования:
— посредством выбора правообладателем земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии распространении действия градостроительного регламента или установления действия градостроительного регламента);
— посредством принятия Решения.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка возможно изменить указанными способами. Вместе с тем, необходимо отметить следующее. Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику такого имущества. В соответствии со статьей 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. В соответствии со статьей 5 ЗК РФ арендаторы земельных участков — это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды. Исходя из положений статей 40 и 41 ЗК РФ, арендатор осуществляет следующие права:
— использование в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
— проведение в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
— осуществление других прав на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Анализ приведенных норм законодательства свидетельствует о том, что арендатор не вправе осуществлять распоряжение арендованным земельным участком, которое в том числе заключается в изменении вида разрешенного использования земельного участка. Таким образом, в целях изменения вида разрешенного земельного участка, указанного в обращении, в орган регистрации прав должно обратиться лицо, уполномоченное на обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета (статья 15 Закона о регистрации).

Как поменять назначение земельного участка?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 октября 2020 г. N 13-00290/20 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка»

Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрело обращение Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, и сообщает.

Читайте также  Как посмотреть границы земельного участка со спутника?

В соответствии с пунктом 5.26 (7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.

Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане.

Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в текстовой части проекта межевания территории указывается в том числе вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; вид (виды) разрешенного использования лесного участка, (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 254-ФЗ) виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры, указанных в статье 2 Закона N 254-ФЗ, определяются утвержденной документацией по планировке территории таких объектов инфраструктуры.

Пунктом 35 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 564, в разделе 2 «Проект межевания территории. Текстовая часть» должна содержаться информация о виде разрешенного использования образуемых земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов и объектов капитального строительства, проектируемых в составе линейного объекта, а также существующих земельных участков, занятых линейными объектами и объектами капитального строительства, входящими в состав линейных объектов, в соответствии с проектом планировки территории.

Дополнительно полагаем необходимым отметить, что проектом поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года) предлагается установить случаи, при которых вид разрешенного использования образуемых земельных участков может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка.

Начальник Управления законодательства
в сфере регистрации недвижимости
и кадастровой деятельности
Э.У. Галишин

Обзор документа

Росреестр указал, что вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида исходного участка, если законом установлен порядок определения вида образуемого объекта, отличный от предусмотренного ЗК РФ.

Даны разъяснения по подготовке необходимой документации.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Нижегородской области

Прокурор разъясняет

  • 22 марта 2021, 14:44

Анализ проведенных проверок по обращениям в сфере землепользования показал, что граждане зачастую используют для личных нужд принадлежащие земельные участки с нарушением установленного вида разрешенного использования.

В ряде случав предусмотренный законодательством порядок изменения вида разрешенного использования участка не используется.

Виды разрешенного использование земельных участков подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Вспомогательные виды допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования

При изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки муниципального образования, в границах которого расположен участок.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Информацию о градостроительном регламенте можно получить в органах местного самоуправления, а также в сети «Интернет» на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ основной и вспомогательный виды использования участка можно изменить самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Для их изменения необходимо собственнику участка обратиться в органы Росреестра для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений.

Читайте также  Как получить участок земли бесплатно?

При этом согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 № 42-П от 23.10.2020 сведения об использовании участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования могут не вносится в Единый государственный реестр недвижимости, что нарушением не является.

Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка .

Лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка в орган местного самоуправления в соответствии с установленным регламентом.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, которые проводятся в течение одного месяца со дня оповещения об их проведении. Оповещение о проведении публичных слушаний (общественных обсуждениях) проводится путем его опубликования в официальных средствах массовой информации, на сайте администрации, информационных стендах.

На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия, созванная органом местного самоуправления, осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

После принятия решения информация в рамках межведомственного информационного взаимодействия направляется в органы Росреестра.

С учетом изложенного только предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре.

Указанная процедура обеспечивает соблюдение интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением вида разрешенного использования участка.

Нарушение указанной процедуры может привести к признанию изменения целевого назначения земельного участка недействительным.

Смена назначения земельного участка

Если вид разрешенного использования земельного участка изменился в течение 2018 года, то земельный налог (авансовый платеж) рассчитывается с учетом специального коэффициента. За предыдущие периоды налог не пересчитывается, кроме случаев ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. И с учетом ограничений, введенных с 2019 года.

Плательщики и база по земельному налогу

Земельный налог платят фирмы, у которых есть определенные земельные участки, как правило, на праве собственности либо постоянного (бессрочного) пользования.

Под обложение земельным налогом попадают участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость земельных участков – объектов налогообложения (ст. 390 НК РФ). Ее определяют в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Для установления такой стоимости проводят государственную кадастровую оценку земель.

Фирмы определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земли

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результате определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется в отношении как вновь учтенных объектов недвижимости, так и в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, если произошло изменение их количественных или качественных характеристик (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, далее – Закон № 135-ФЗ).

Другими словами, кадастровая стоимость земельных участков определяется в случаях:

  • образования нового земельного участка;
  • изменения площади земельного участка;
  • изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
  • включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее не учтенном земельном участке.

Кадастровая стоимость земельного участка может быть изменена по решению специальной комиссии или по решению суда.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

В общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ).

То есть платить налог с новой налоговый базы нужно только со следующего налогового периода.

Исключением являются два случая:

  • исправление технической ошибки, допущенной Росреестром при ведении государственного кадастра недвижимости;
  • изменение кадастровой (реестровой) стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

Подобные изменения влекут за собой пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Пересчет налога

В 2018 году и ранее при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда налог пересчитывался с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) спорной кадастровой стоимости).

За предыдущие периоды налог не пересчитывается. Но за исключением случаев, в которых допущены ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка.

Поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка также ведет к изменению кадастровой стоимости, то и это является основанием для пересчета налога.

Если вид разрешенного использования земельного участка изменился в течение 2018 года, то земельный налог (авансовый платеж) рассчитывается с учетом специального коэффициента (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

Это так называемый “коэффициент владения”. Его рассчитывают как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные участок находился в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом или отчетном периоде.

За полный месяц в целях определения коэффициента владения принимается месяц, в течение которого собственник владел объектом более 15 дней.

То есть с 1 января 2018 года при определении налоговой базы по земельному налогу нужно использовать кадастровую стоимость, которая определена на дату изменения в ЕГРН при изменении категории или вида разрешенного использования земли в течение года.

Земельный налог рассчитывается по формуле:

Налоговая база x Ставка налога x Количество месяцев, в течение которых участок был зарегистрирован на владельца владельца / 12 месяцев (коэффициент владения) = Сумма земельного налога за неполный год

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: